Роман Старосельский: «Важно делать то, что вам нравится…»

История успеха Романа Старосельского – свидетельство того, что в виртуальном мире можно зарабатывать вполне реальные деньги, если подойти к этому профессионально. На сегодняшний день он – автор нескольких наиболее успешных и динамично развивающихся интернет-проектов в Чехии, а под его руководством работает международная команда из 20 человек. Интервью с Романом мы провели на его «рабочем месте» – в социальной сети Facebook…

Roman Staroselskij


—   Роман, когда и откуда Вы приехали в Чехию?

— Я приехал в 2001 году из Подмосковья, из небольшого городка Протвино. Мне было 12 лет.

—  Почему Ваша семья уехала из России?

— Думаю, этот вопрос адресован скорее моим родителям. Я был ребенком и не очень-то хотел уезжать, покидать привычное окружение. Но родители все же меня убедили в перспективах жизни за рубежом. Отец еще в школьные годы ездил в Чехословакию выступать на соревнованиях по легкой атлетике, побывал в Праге, и это стало его мечтой — переехать сюда жить. Какое-то время после приезда мы жили в Праге, а потом переехали в Теплице.

—  Почему выбрали именно Теплице?

— Во многом понравился город – красивая архитектура, удобное расположение, горы, курортная зона… Да и цены на недвижимость были вполне приемлемые.

—  Какие у Вас впечатления были по приезду?

— Мне очень понравилось в Чехии. Я чувствовал большие различия в уровне и качестве жизни после России. Первый год я себя здесь ощущал туристом: впечатляла архитектура, инфраструктура — буквально все. В моем родном городе из достопримечательностей архитектуры есть только пара памятников и большой стенд на въезде в город: «Протвино — город науки». Остальное — это панельные дома и «хрущовки». Так что контраст был на лицо 🙂 Хотя я поначалу очень скучал по родным краям, но освоился на новом месте довольно быстро. Появились новые друзья, новые увлечения… Вообще, если себя чем-то занять, то и скучать некогда 🙂

Roman Staroselskij

—        На сегодняшний день Вы – успешный блоггер. Это Ваше хобби или способ заработать?

—        В общем-то, я зарабатываю этим на жизнь: специализируюсь на социальном маркетинге, раскручиваю интернет-проекты в социальных сетях, в основном — на Facebook. Некоторые из них уже стали довольно популярными в Чехии, например, www.creativelife.cz — на данный момент это креативный блог, который в будущем станет онлайн-журналом. Хотя ему всего 2 месяца, тем не менее, его посещаемость – уже несколько тысяч человек в день. А вот некоторые мои блоги в социальных сетях:

www.fb.com/KreativniZivot
www.fb.com/BozskeJidlo
www.fb.com/KolemSv
www.fb.com/FotografieJeUmeni
www.fb.com/BusinessOsobniRust
Кроме этого, есть еще более 20 Facebook-страниц, где я являюсь соавтором.

—  Очень интересная работа 🙂 А как Вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас?

— Мы с друзьями однажды решили создать развлекательный интернет-портал – это был наш первый интернет-проект: http://www.srandomat.cz К сожалению, он не оправдал наших ожиданий, потому что темп роста количества социальных блогов с развлекательной тематикой огромен — их на сегодняшний день только в Чехии десятки тысяч… В настоящий момент этот проект закрыт, но я проанализировал наши ошибки и занялся созданием других интернет-проектов. С друзьями мы продолжаем обмениваться идеями и, вполне возможно, в скором времени реализуем вместе еще что-то новенькое.

Роман Старосельский

Одна из любимых фотографий проекта «Creative Life»

—  Проект “Creative Life” Вы придумали сами?

— Определенно без посторонней помощи, хотя концепция не нова и не единственная в мире. Есть множество аналогичных проектов в других странах и на других языках. На создание проекта “Creative Life” меня подтолкнуло изучение трендов в Чехии: данная тема здесь практически отсутствовала. На сегодняшний день по посещаемости этот проект уже давным-давно обогнал креативные онлайн-журналы, которые существуют на рынке более 5 лет. И это несмотря на то, что мой Facebook-блог существует меньше года, а сайт – всего несколько месяцев.

—  Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей работе.

— Так и быть поделюсь с вами частью секретной информации 🙂 В настоящий момент основная часть работы состоит в сборе и категоризации информации, разбросанной по всему интернету, и пока все происходит в онлайн-режиме. Чаще всего уникальный материал приносят сами читатели – делятся тем, что нашли сами на различных сайтах.

Creative Life

Схема карьерного роста в проекте «Creative Life»

—  Вы работаете самостоятельно или в команде?

— Я – главный администратор проекта. Над проектом работает команда из более чем 20 человек по специальной системе поощрений, мотивирующей их заниматься данным проектом каждый день. Также я принимаю участие и во многих проектах других людей, не обходится без сотрудничества с десятками соавторов и рекламодателей. Приходится общаться с большим количеством людей, скучать не получается 🙂

—  Как Вы набираете людей себе в команду?

— Все предельно просто. Я размещаю в блоге объявление о наборе новых кадров, и в течение часа почтовый ящик засыпается сотнями сообщений. Отборочный конкурс заключается в заполнении электронной анкеты. Также я прошу кандидатов прислать свои изображения, которые они находят интересными и оригинальными, чтобы по ним можно было хотя бы приблизительно определить вкус и творческие предпочтения человека. А дальше в течение одного-двух месяцев отсеиваются те, кому такая работа не по душе, и остаются самые активные и амбициозные.

Creative Life

Креативное фото одного из администраторов проекта

—  Откуда же появляются средства на поддержку проекта и на оплату труда?

— В основном – это реклама, в большинстве случаев – в виде ссылок. В моих блогах среди комментариев посетителей чаще всего встречается вопрос: «Где это можно купить?». Люди сами просят, чтобы им послали ссылку на магазин, поэтому к нам обращается множество интернет-магазинов. Но работаем мы не со всеми.

— По каким критериям Вы отбираете интернет-магазины, с которыми сотрудничаете?

— В первую очередь это зависит от способности магазина платить за рекламу, а также от его имиджа: он не должен вредить имиджу нашего проекта, а реклама не должна мешать подписчикам и посетителям блога. Кроме того, товары в магазине должны соответствовать тематике страницы и ее целевой аудитории (гаджеты, декор, дизайн, интерьеры и т.д.). Также магазин должен выглядеть солидно и эстетично. А если рекламодатель желает платить меньше за клик и предлагает комиссию с продаж, то ценовая политика магазина должна быть умеренной, а ассортимент — выше среднего.

Роман Старосельский

Некоторые из рекламируемых гаджетов Роман приобретает и для себя

—  Что Вы можете сказать о специфике чешской и словацкой интернет-аудитории?

— Если сравнивать с рунетом – чехи и словаки гораздо пассивнее. Есть огромные различия в чувстве юмора — это видно и по чешским юмористическим ТВ-шоу, и по чешским сайтам. Совершенно другое понимание эстетики, представление о роскоши… Мне чехи кажутся более приземленными в этом плане: русские в интернете все время что-то «роют и копают», а чехи пользуются тем, что им дали. В целом у меня сложилось такое впечатление. Но при этом осмелюсь предположить, что в данной сфере с чехами работать гораздо легче, чем работалось бы, например, с русскими. Чехи никогда не стараются идти против системы и послушно выполняют все требования – особенно в том, что касается работы. Это большой плюс 🙂

Russian Bears

Команда по мини-футболу «Russian Bears», организованная Романом

—  Вы работаете из дома или подобный род занятий требует частых путешествий?

— Работаю в основном дома, хотя по натуре вовсе не домосед: занимаюсь спортом —  сноубордом, пейнтболом и мини-футболом, — и люблю путешествовать. Такая работа как раз дает свободу и мобильность: я могу управлять всем из своего смартфона с помощью различных приложений, где бы я ни находился. Хотя в настоящий момент намного удобней работать дома – так я могу уделять время домашним заботам и семье, не выключаясь надолго из рабочего графика.

—  Сейчас Ваш блог “Creative Life” соперничает по популярности с чешским телевидением. Как будете развивать его дальше?

— Прежде всего отмечу, что соперничает он исключительно на Facebook: несколько недель назад мы поставили рекорд охвата — 1 164 000 человек в неделю, и обогнали сразу несколько крупных соперников c большим отрывом, таких, как Novinky, Nova Sport, CT4, Stream, iDnes, Blesk.  Сейчас моя цель — заметно повысить качество материала и работы персонала, чтобы привлечь внимание более серьезных рекламодателей. В планах также создание целого ряда проектов, для чего понадобятся большие средства и большой штат  сотрудников. Например, одним из таких проектов будет экспансия на ресурсе youtube – необходимо будет с помощью кастингов в социальных сетях найти и привлечь множество талантливых людей. Остальные планы оставлю пока в секрете 🙂

Роман Старосельский

Блог “Creative Life” соперничает по популярности с чешским телевидением

—  Как Вам удалось достичь такой популярности Ваших проектов?

— Наверное, все-таки действительно важно делать то, что вам нравится. А когда любимое занятие приносит вам доход, то это вдвойне приятно, и вы начинаете посвящать этому все свое время, не желая прерываться на паузы. Просто живете и дышите этим 🙂

—  Можете дать совет начинающим предпринимателям?

— Вы знаете, я попробовал работать в разных местах: был и строителем-чернорабочим, и финансовым консультантом, и даже прорабом на строительстве солнечных электростанций… Вся эта работа не вдохновляла, а, наоборот, утомляла и угнетала. Я читал об успешных и знаменитых людях, которые добились небывалого успеха благодаря смекалке и удачному стечению обстоятельств, и наконец понял, почему так происходит. Не обязательно делать что-то, что сразу пахнет деньгами. Главное — это должно нравиться. Только тогда это будет получаться лучше, чем у всех тех, кому это нравится меньше, и есть шанс стать в этом деле первым. А когда вы — Номер Один, то к вам тянутся самые удачные стечения обстоятельств. Это мой взгляд на концепцию успеха, поэтому стараюсь стать в своем деле первым или оказаться хотя бы в тройке лучших 🙂

Roman Staroselskij

E-mail: czguide@gmail.com

http://www.creativelife.cz

Оставьте комментарий