Вячеслав Елисеев: «Нельзя терять веру в человека…»

Как часто нам не хватает времени, и хочется удлинить сутки хотя бы на пару часов. Похоже, Вячеслав Елисеев владеет этим умением – его энергии хватает не только на управление созданным им центром услуг, но и на оказание социальной помощи беженцам, занятия благотворительностью и выполнение обязанностей представителя Евангельской церкви. Как ему все это удается – этим секретом Вячеслав делится с нашими читателями…

Вячеслав Елисеев Теплице


— Вячеслав, когда и откуда Вы приехали в Чехию?

— Я приехал сюда из Петербурга по приглашению Министерства культуры в 2006 году. В то время была большая волна иммиграции, беженцев из Беларуси, Молдавии, Чечни, Казахстана в Европу. Бежали по разным причинам: в Казахстане были притеснения со стороны мусульман, в Чечне – война… Я посещал лагеря беженцев, был вовлечен в процесс их интеграции в общество, работал с социальными органами, участвующими в их адаптации.

— Очень интересное и серьезное дело. А чем Вы занимались в России?

— В России я занимался открытием реабилитационных центров и дневных центров для детей, попадающих в категорию риска – из неблагополучных семей: наркоманов, алкоголиков, просто беспризорных детей… Получил в Петербурге высшее богословское образование в Христианском университете, и это определило то, чем я стал заниматься. Еще будучи студентами, мы старались как-то помочь бездомным детям. У нас были  старые «Жигули», в багажник которых мы накладывали хот-доги, которые сами и делали, и ехали к любой станции метро: там собирались дети, и мы с ними разговаривали, кормили – этот запас еды исчезал за полчаса… А когда я закончил университет, то решил организовать центр досуга для детей, которыми никто не занимается. Выбрал самый бедовый район в окрестностях Питера – Приозерский, и в нем поселок — Сосново. Мы сшили с женой кукол, подключили добровольцев-студентов, устроили представление кукольного театра… Детям понравилось, и стало понятно, что в такой центр многие из них ходили бы с большим удовольствием.  Тогда мы взяли в бессрочную аренду у сельсовета здание, отремонтировали. Его сносить собирались, а нам удалось его полностью восстановить 🙂 Мы открыли в нем сначала двухнедельный дневной лагерь, а потом уже и центр досуга. Туда дети приходили после школы, кушали, делали уроки, общались и играли, и вечером только возвращались домой, в те условия, в которых им приходилось существовать.

Вячеслав Елисеев Теплице —  Этот центр и сейчас работает?

— Он просуществовал с 2002 по 2012 год, но сейчас его, к сожалению, закрыли. Все же, на мой взгляд, определенную пользу он принес – его сотрудники 10 лет принимали участие в жизни детей, до которых никому не было никакого дела. Это важно.

Сложно было найти средства на его создание и поддержку?

— Сначала клич кинули – кто хочет помочь. Отозвалось несколько бизнесменов. Потом обращались за помощью в разные фонды, в церковные общества – потому что бескорыстно помогали только они. Думали взять грант, но вы же знаете, какая в России система «откатов» в любой сфере – ты отчитываешься за два миллиона рублей, а получаешь только один… Тем не менее, находились спонсоры, добровольцы, были желающие помочь. Но при этом были и конфликты с государственными органами, не без этого: то отдел по борьбе с наркотиками устраивал допрос с пристрастием, то социальные службы приходили с различными проверками… Они реально создавали условия, в которых делать кому-то добро получалось, как говорится, «себе дороже». Но это нас не остановило. Мы помогали не только детям, но и взрослым из группы риска – наркоманам, бомжам, алкоголикам… Доставали из петель, спасали от смерти, вынимали из замерзших луж, лечили и отправляли потом в реабилитационные центры.

Кому-то из них удалось избавиться от зависимости?

— Да, конечно. Многие из них сейчас – здоровые русские парни, у которых есть семьи, дети… Один из них провел год в реабилитационном центре, и теперь – тренер футбольной команды, воспитывает молодежь. Другой был просто законченным алкоголиком, мы отправили его на реабилитацию – и он нашел смысл жизни, стал совершенно другим человеком, работает директором реабилитационного центра.

С чем был связан Ваш выбор профессии?

— Дело в том, что я из религиозной семьи, мы евангелисты. Мой дед был репрессирован и расстрелян за «контрреволюционную деятельность», а бабушка одна растила пятерых детей – и замечательных воспитала людей! Как она говорила, «видела все: и царей, и коммунистов, и Советскую Власть, и как она разваливалась – с Богом все можно пережить…» 🙂 Мой отец был пресвитером, и так уж получилось, что я пошел по его стопам, хотя изначально этого в моих планах не было. В России я занимался такими вот общественно полезными делами, и это было непосредственным образом связано с христианской деятельностью.  А здесь, в Чехии, я сейчас я временно выполняю обязанности статутного представителя Евангельской Церкви и продолжаю работу по интеграции иностранцев в Чехии, в настоящий момент – 25 беженцев из Бирмы.

Вячеслав Елисеев ТеплицеВы бы хотели, чтобы Ваши дети продолжили Ваше занятие?

— У меня двое детей, сыну 14, а дочери 2,5 года. Если мой сын решит продолжить то, чем я занимаюсь, я буду очень рад, но понимаю, что без вмешательства чуда этого, наверное, не произойдет 🙂 Он очень старался, помогал в детском центре в России, хотя был тогда совсем маленьким.  Сейчас я вижу, что он ко многому относится уже очень «по-чешски» 🙂

На Ваш взгляд, отношение чехов к благотворительной деятельности отличается от нашего?

— Чехи в большинстве своем — народ материалистичный, атеистичный.  Они по своей сути – самодостаточны. Понятие «харита» — благотворительность по-чешски – подразумевает послать куда-то деньги, чтобы кому-то помочь. Здесь очень популярно так называемое «дистанционное усыновление» — это когда с помощью благотворительной организации человек регулярно посылает деньги какому-то ребенку, скажем, в Кении или в Индии, ни разу его не увидев… Такой, чисто разумный подход приветствуется и считается правильным. Но вникать в жизнь своего соседа, своего ближнего чехи никогда не станут. Они позвонят в социальную службу, увидев неухоженного ребенка или больного бомжа, но сами этими вопросами заниматься не будут. Они считают, что это вопросы государства. А русский человек зачастую воспринимает чужую боль как свою — мне кажется, в этом и заключается разница.

Вы приехали в Теплице по направлению от Министерства культуры или выбрали этот город сами?

— Первый раз я приехал в Чехию в феврале 2006 года: побывал и в Карловых Варах, и в Брно, и в Праге. А потом приехал сюда, на север, и от красоты просто дара речи лишился 🙂 В России мы жили в городе Пушкин, под Петербургом, и когда я сюда ехал, мне жена сказала: если найдешь Пушкин заграницей – поеду 🙂 Я сразу позвонил ей, когда приехал в Теплице, и говорю: нашел Пушкин заграницей, только здесь еще есть и горы! Мне здесь очень нравится – старый город, в котором есть своя красота.

Вячеслав Елисеев Теплице — Насколько мне известно, в Теплице Вы занимаетесь не только общественной деятельностью и решением социальных проблем, но и руководите центром “TepService”. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— У меня давно была идея создать центр, оказывающий услуги в различных сферах, и сейчас я приступил к ее реализации. В настоящее время мы занимаемся оценкой, продажей и арендой недвижимости, а также ее ведением, что немаловажно – ведь многие выходцы из бывших стран СССР приобретают здесь квартиры и дома, но не живут в них постоянно. Мы помогаем им во всех вопросах, связанных со своевременной оплатой коммунальных услуг и т.п. в то время, когда их здесь нет. Также наш центр занимается организацией лечения и отдыха, разных поездок и экскурсий. Мы помогаем в оформлении, переводе и легализации документов… В общем, действительно оказываем множество услуг в различных сферах. Но, к сожалению, не всегда люди понимают, что это – мой бизнес, он не имеет отношения к моей общественной и благотворительной деятельности. А это значит, что время и труд сотрудников центра должны оплачиваться… Конечно, я стараюсь помочь и тем, оказался в трудной ситуации, но у меня в сутках 24 часа, как и у всех остальных, и при этом еще очень важно уделить время семье и детям. Я привык служить и помогать людям – это хорошо, это правильно. Но надо проводить границу между бизнесом и благотворительностью. Хотелось бы, чтобы наши клиенты это понимали.

У Вас есть мечта, о которой Вы могли бы рассказать?

Зеленый костел Теплице— Да, конечно 🙂 Я мечтаю восстановить в Теплице Зеленый костел. Это была единственная евангелистская церковь в городе, очень красивая, которую, к сожалению, разрушили во времена коммунистического режима. Еще не решил, каким образом это осуществить… Возможно, стоит создать фонд восстановления Зеленого костела, чтобы для начала поставить хотя бы его макет или памятник в Трнованах, на том месте, где он раньше находился. Еще я бы хотел открыть в Теплице реабилитационный центр для населения, находящегося в группе риска. Здесь хоть и нет таких серьезных ежедневных испытаний, как в России, но в обществе существуют те же проблемы, что и везде – наркомания, алкоголизм… Есть же люди, которые освободились от этой зависимости – их мало, но они есть, и некоторые из них готовы помочь другим. Просто для такого обмена опытом нужно создать определенную базу.

—  Как Вы считаете, в том, что люди сталкиваются с проблемами наркотической и алкогольной зависимости, есть какая-то роль их безделья и душевной лени, или они просто жертвы обстоятельств?

— Конечно, в этом есть и их вина. Многие люди в силу своей слабости, неспособности справиться с ситуацией идут у нее на поводу… Иногда для того, чтобы человек одумался и захотел что-то изменить в своей жизни, достаточно теплого слова, поддержки, а иногда нужен и хороший пинок: разные люди — разная психология 🙂 Но веру в человека, на мой взгляд, терять нельзя никогда.

Вы могли бы дать какой-то совет тем, кто недавно сюда переехал или только собирается иммигрировать?

— Вот в окно посмотрите стеклянное – что видите? Правильно, то, что за окном. А в зеркале что видите? Себя. А разница какая? Посеребрили 🙂 Добавьте немножко серебра – и все: кроме себя, человек уже ничего не видит. Это древняя мудрость, но она остается актуальной и в наши дни. А вот чтобы при наличии серебра стекло все-таки осталось прозрачным – в этом искусство жизни, и об этом не надо забывать ни на родине, ни в эмиграции.

Вячеслав Елисеев Теплице

Teprealty s.r.o.

Atrium — Krupska 264/12 — 415 01 Teplice

email: info@teprealty.ru

tel: 608 709 114

www.teprealty.ru

 

 

2 комментария в “Вячеслав Елисеев: «Нельзя терять веру в человека…»

  1. Да уж трудно удержаться от комментария. Снимок папки-айболита и чудо- девчушки, доверчиво к нему присушивающейся, необычайно хорош. Вчера впервые увидев и достойно оценив, захотелось вновь вернуться взглянуть.
    Будьте счастливы, семья!

  2. Спасибо за теплые и икренние слова, в настоящее время этого очень и очень мало. В основном зависть и неприязнь. Спасибо проекту «Мои Теплице»!

Оставьте комментарий