Михаил Палеха: «Хотите заработать денег – перестаньте их бояться…»

Джим Рон сказал: «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху». Именно этому совету и следует Михаил Палеха – постоянно занимаясь развитием и самообразованием, он также повышает квалификацию сотрудников своего интернет-магазина. Сфера интересов Михаила очень широка – здесь и музыка, и программирование, и практическая психология. В своем интервью он рассказывает о тех принципах, которыми руководствуется в ведении бизнеса, и делится некоторыми секретами своего успеха.

Михаил Палеха

— Михаил, когда и почему ты уехал из России?

— В 99м году мы уехали из Ростова-на-Дону. Думаю, всем понятно, что это за дата, что там происходило с финансами. В то время мой отец был предпринимателем, и на него, можно сказать, «наехали». Мы были тогда довольно преуспевающей семьей, и нам пришлось буквально убегать, в течение 2 недель все продать и уехать. Помню, мы прятались в какой-то деревне где-то у далеких родственников, я однажды пришел из школы, и мама сказала: «Миша, мы уезжаем в Чехию».

— Сколько тебе было?

— Мне было 15 лет.

— Почему именно в Чехию решили уехать?

— Потому что в Чехию проще всего было попасть. Получить вид на жительство в то время было просто, не так, как сейчас.

— Поначалу не хотелось домой, к друзьям?

— Хотелось, но даже не знаю, как долго. Первые две недели мне было проблемно здесь адаптироваться. Потом я познакомился с чехами, очень быстро все это срослось – новые друзья появились, новая компания, и я с ними часто выезжал на несколько дней с палатками в походы, иногда мы практически неделю в лесу жили, и я был обязан научиться говорить по-чешски. В течение 4 месяцев я овладел им до такого уровня, что смог разговаривать более-менее самостоятельно.

— Если сравнивать теперь, оглядываясь назад — где в том возрасте интереснее было – там, в России, или здесь?

— Я себя хорошо чувствую там, где я нахожусь 🙂 Дом – это там, где я 🙂

Выигрышное мышление для каждого иммигранта: «Дом – там, где я» 🙂

— Да, возможно. Ну, в России обычно говорят: хорошо там, где нас нет. Я говорю: хорошо там, где я есть 🙂

Где ты учился после приезда?

— Сначала учился в теплицкой гимназии, но недоучился, поскольку я уже давно знал, кем я хочу стать, кем быть, кем работать… Ну вообще, у меня это чуть-чуть сместилось: я хотел быть программистом, но программистом не стал. Хотя я программировать умею, но мне эта задача теперь не очень интересна. Стал просто информатиком, «айтишником», как это называют.

Специалистом информационных технологий?

— Специалистом во всех областях информационных технологий. Если это словом «специалист» вообще можно назвать — во всех областях, ведь это настолько обширные области… Поскольку я во всех этих областях что-то понимаю, имею представление, то могу организовать людей, бизнес какой-то построить.

Terahertz

Вот так выглядит интернет-магазин в реальной жизни 🙂

Знаешь, я никогда раньше не была в интернет-магазине в реальном мире 🙂 И никогда не могла себе представить, что за простой виртуальной страницей может скрываться вот такая, довольно большая организация. Сколько у тебя человек всего работает?

— 8 со мной – это небольшая организация. Но это за 2 года с нуля все это образовалось. Иногда все начинается с какого-то, казалось бы, несчастного случая. А потом со временем человек понимает, что это был счастливый случай, а не несчастный. У меня началось с того, что я как-то неаккуратно взял свой ноутбук, и у меня дисплей лопнул, треснул пополам. Единственный мой, любимый рабочий инструмент… Я начал искать запасной дисплей, и понял, что ДЫРА большая здесь в Чехии в этой области. Сразу нашел поставщиков, продумал бизнес-план, и в течение двух недель получил уже первый заказ. Создал интернет-магазин, дизайн сделал – все сам, потом все это собрал в единое целое, вот так… А раньше, года 3 назад, знаний этих еще не было, но были уже другие – я занимался аутсорсингом, обслуживал разные фирмы, от «железа» до программного обеспечения – на все вопросы, которые возникали, пытался сам найти ответы. Надо принтер, надо сеть, надо WiFi провести, сервер построить – даже если не знал, все равно говорил: не проблема, сделаем.  «Вы это умеете?» – «Да, умею.» И через неделю-две я уже действительно умел это делать.

—  Как в старом студенческом анекдоте: «Китайская грамматика? Когда сдавать?»  🙂

— А иначе в этой профессии ничему не научиться. По ходу пьесы только.

— Давно твой магазин существует?

— Конкретно этот проект существует 2 года. Перед этим были еще 2 проекта: Один – физический, реальный магазин, который продавал компьютерные комплектующие, он работал 2,5 года. Был еще игровой клуб, он просуществовал 3 года, довольно успешно. А потом он стал превращаться в музыкальный клуб, просуществовал в этом качестве полгода, и все было здорово, но возникли проблемы с арендатором.

— Это твой физический магазин перешел в такую виртуальную форму?

— Это другая совсем тема – тогда я занимался стационарными компьютерами и комплектующими к ним. А сейчас мы занимаемся ноутбуками. Вот эта вся команда, которая здесь – они все обучены каждый по своему профилю, каждый – профессионал.  И мы занимаемся только ноутбуками и деталями для ноутбуков.

— И ремонтом ноутбуков занимаетесь?

— И ремонтом тоже. Этим у нас занимается 3 человека, и еще я помогаю, когда надо. Еще 4 человека занимаются  торговлей, реализацией товара, общением с зарубежными клиентами. Мы работаем по всей Европе, с Англией, а также с востоком и с Канадой.

— С востоком – имеется в виду с нашими странами, с СНГ?

— Нет, с Китаем и Тайванью. В основном, конечно, купля-продажа — это прибыльнее. Что касается сервиса, то не все способны оценить его качество, поэтому с нами в этом направлении работают в основном фирмы, которые занимаются сервисом в Чехии. Со всей Чехии, из всех этих сервисных центров, когда они не способны исправить оборудование — материнскую плату, например, — они обращаются к нам. У нас где-то 70 % сервисных заказов – это от фирм, которые сами занимаются сервисом.

— То есть ты, как опытный бизнесмен, просто увидел свободную нишу на рынке и занял ее?

— Да. Я сплошь и рядом сейчас встречаю свободные ниши. И все это идет через потребности. Естественно, если эта потребность есть у меня, то эта потребность есть и у остальных людей. Я, в общем-то, обычный человек — все люди сделаны одинаково, хотя кажется, что вроде каждый индивидуален, каждый отличается от остальных людей… Большинство вещей – одинаковы: люди думают одинаково, работают одинаково, соображают одинаково. По себе меряю – вижу, есть потребность. Значит, она и у других есть. Есть у меня такое чувство – значит, и у других людей есть такое чувство. Мы все сделаны из людей 🙂

Михаил Палеха— У тебя сразу установка была – работать только на себя?

— Мы здесь как семья пережили довольно сложное время: тут нам «помогли» свои, русские — открыли фирму за баснословные деньги, продали нам квартиру за огромные деньги. Раскрутили, где могли. И в определенный момент нам здесь практически нечего было есть. С работой было тяжело – пришлось работать на самых вообще таких тяжелых работах – фабрики, сталелитейный завод  — по-черному, за 50 крон в час, по 12-14 часов в день. Всю жизнь я до этого жил, в общем-то, хорошо, у нас была относительно богатая и успешная семья. И не возникало каких-то напряжений, конфликтов. А тут – полный конфликт и к тому же огромное напряжение: как жить дальше, как выживать вообще… В этот момент у меня  приоритеты сместились на всю жизнь. Я решил, что никогда и ни на кого не буду работать.

Так и получается?

— Да. Я всегда не очень хорошо учился в средней школе – на тройки в основном, а с тех пор стал отличником, все у меня стало как-то по-другому вдруг, неожиданно.

— Это твой самый успешный проект на сегодняшний день?

— Да, наверное. Пока да. Может, появится еще какой-нибудь. Для меня это постоянный процесс: одни двери закрываются – другие открываются. Даже если бы это все исчезло, то я уверен, что появилось бы опять что-то.

— А что самое сложное в создании такого предприятия?

— Ну, у каждого свои сложности. Для меня это не так уж и сложно – опыт какой-то уже есть. Понимание внешней ситуации на рынке и понимание людей, их потребностей, их настроения.

— Как клиентов, так и команды?

— Команды прежде всего. Хотя… Это сложный вопрос, на него можно отвечать долго и интересно…У меня просто одно из хобби – увлечение практической психологией и соционикой,  вот уже 5 лет. И создание творческого коллектива – это для меня это очень интересная задача. Свои методы нашел и пытаюсь применять их на практике. Можно сказать, что моя фирма – это объективизация того, что я знаю.

— В психологическом плане?

— Да. То есть, я вижу  — какие-то вещи работают, и это сразу понятно. Если я воспринимаю новую информацию, то сразу пытаюсь применить ее в практике. Если она в практике не работает, значит, она необъективна, или, скажем, была не так воспринята. Такое тоже бывает. Знания, которые не применяются в повседневной жизни, просто исчезают. Если знания не используются, не действуют, то они просто эволюционно отваливаются, как хвост у обезьяны 🙂 Забываются, и все.

Ты говоришь, что интересуешься психологией уже 5 лет. Бизнесом ты занимаешься дольше?

— 8 лет.

Психология в этом все-таки помогает: если бы ты ею занялся раньше, то, может, каких-то ошибок смог бы избежать?

— Конечно! Если к бизнесу «прилипнуть», то не всегда все получается. На мой взгляд, гораздо эффективнее быть отстраненным, видеть фирму как целое, видеть, как она развивается динамично: где развивается меньше, где —  больше. Если я буду смотреть изнутри, то ничего не увижу, буду как слепой – «прилипну» к чему-то, к какой-то части, и целое не будет работать. Если же выйду за границы целого, то смогу увидеть весь этот свой «домик» – где-то что-то достроить, где-то что-то подтянуть. Это искусство, этому всю жизнь можно учиться. Я – только начинающий, но уже что-то начинает получается. Для реализации более сложных задач мне очень помогают относительно новые способы мышления, прежде всего объемное мышление и метод качественных структур.

С твоей точки зрения, в бизнесе организатор должен немножко отстраняться от всех функций своих подчиненных?

— На мой взгляд, он должен уметь войти в определенное состояние, в определенное пространство фирмы, уметь понять, что он там делает, что там вообще происходит. Иметь представление о том, чем занимается каждый коллега на работе, если даже их там 10-20 человек: иметь хотя бы смутное представление о том, чем этот человек занят, как он работает, по каким принципам, какова его мотивация… И в то же время важно не «прилипать» ни к одному из отделов. Подметание пола не менее и не более важно, чем программирование или бухгалтерский учет. Все люди делают важную и нужную работу. Очень здорово работать с такой внутренней установкой – можно помыть грязную посуду и получить от этого удовольствие.

То есть, ты считаешь, что администрирование – это отдельный вид деятельности?

— Это умение видеть все одновременно. Для шефа, как мне кажется, главное свойство – это видеть все: видеть, где что происходит, в каком месте фирма начинает хромать, а где, наоборот, перерастать слишком. Мы не можем постоянно повышать объем продукции, если у нас, например, недостаточно хорошо организован сбыт или структура кадров – это просто вредно для здоровья компании. Или же вот такие бессмысленные вещи, как инвестировать кучу денег, например, в фирму – все думают: о, сейчас будет денег побольше, и все у нас пойдет. Ничего подобного. Можно инвестировать много денег, но это может разбить на кусочки всю компанию, если она конструктивно, организационно не способна такое количество денег обработать. Ну, это один из примеров, как изменяется целое: когда одна составляющая становится слишком большой, то все остальные начинают складываться под нее, как карточный домик.

Твое увлечение психологией – это не высшее образование, это просто для себя, с определенной целью?

— Это хобби. Это как после работы приходишь и с удовольствием открываешь книжку и начинаешь этим заниматься. Точно так же, как сесть поиграть на гитаре: это приносит удовольствие.

Команда Terahertz

Команда “Terahertz” не занимается работой в нерабочее время… 🙂

Можно сказать, что ты сделал хобби своей работой – в плане психологии, управления людьми?

— В моей работе все хобби проявляются, это неизбежно. Проявляются, но, тем не менее, я это разделяю – социальное и личное. С 9 до 5 я шеф, а после 5 это уже не фирма, а собрание друзей. Мы понимаем, что есть роль социальная, а есть какая-то уже частная роль после работы, когда мы уже друзья. То есть я уже не директор, я уже просто друг или партнер. Мы не занимаемся рабочими вещами в нерабочее время, однозначно. Это очень эффективно.

Оставлять работу на работе?

— Да-да. Вот именно понимание этих границ. Очень часто у русских клиентов нет такого понимания. У чехов есть. А вот с русскими мне очень тяжело. Они способны в полдесятого вечера, например, позвонить, и вообще в любое время – в субботу, в воскресенье: что у них там что-то не работает. То есть, считается, что частной жизни у человека нет. Позвонить в любое время, с любым вопросом, — «ты ж программист», так давай.

Есть какие-то планы развития бизнеса?

— Да, есть, конечно. Сейчас, с этого года, постепенно выходим на словацкий рынок. Уже подготовили словацкую версию сайта. Планируем передвигаться в Беларусь, Украину… На Европу мы уже работаем, тоже потихоньку, но этот рынок нам еще непонятен, поскольку непонятен еще менталитет соседних государств, Германии, например – для меня это закрытая вообще страница. Но это все решается. Достаточно об этом подумать – появляется человек, который дает ответ на конкретный вопрос. Живая ткань жизни 🙂

Свой персонал ты обучаешь?

— Мы привлекаем профессионалов. Причем очень часто – проводим различные курсы.

Какого рода курсы: личностный, профессиональный рост или развитие бизнеса?

— И личностный рост, и развитие бизнеса… Недавно у нас курс был по требованиям Чешской республики по отношению к фирме: какие сертификаты должны быть  к товарам, какие правила соблюдены, как правильно фактуры должны регистрироваться, какие правила при импорте-экспорте существуют. По сертификатам Европейского союза был курс: CE, ROHS, и так далее.

Сложно найти квалифицированных специалистов?

— Это одна из причин, я думаю, почему люди сидят без работы – говорят, там, кризис, работы нет, еще что-то… Да никакой не кризис. Просто нет квалифицированных людей совершенно. Я бы хотел нанять еще каких-то людей, помощников, но их совершенно негде взять. Сейчас беру людей и обучаю.

Зато такие работники потом, наверное, преданы компании? Ведь это действительно хорошим психологом надо быть, чтобы понять, кого можно обучить и оставить, а с кем лучше не связываться.

— Да. Есть определенные различия. Опять же, например, в России – там другая психология.  У русских вот нормальный тренд – прийти в фирму, обучиться, а  потом открыть свой бизнес. Ради того же бизнеса, например, опять же 🙂

А что значит «бизнес ради бизнеса»?

— Это чисто русский феномен: вот, такой бизнес сделали, 3 миллиарда вложили, такой крутой бизнес,  супер просто. – А сколько заработали? – Ну, все вернули. По нулям.

Ясно 🙂 А зачем это делать? 🙂

— Ну, это бизнес ради бизнеса 🙂 Главное, что есть, что смогли 🙂

Какой бы ты дал совет начинающим бизнесменам?

— Совет начинающим бизнесменам: определить сначала, что им надо. Если они хотят заработать денег, то, значит, надо поменять отношение к деньгам, перестать их бояться — это всего лишь деньги. Но деньги как цель сама по себе – это не совсем правильная мотивация. Деньги, на мой взгляд, должны быть средством для реализации цели. Надо научиться с ними обращаться, завести с ними, скажем так, любовные отношения. Любовь – она тем и сильна: она все барьеры к объекту или человеку снимает всегда. И дистанцию минимально снижает. Как только дистанция снижается, все это в жизни появляется. Все остальное – оно уже придет. Надо образовываться, быть образованным, надо знать, чем занимаешься, не бояться обращаться к профессионалам, у них учиться — каждый день. Я учусь каждый день. Это неизбежно вообще. Если я не буду учиться, то нечего мне здесь, в общем-то, делать. Как говорит один мой  друг, сегодня, чтобы остаться стоять на месте, надо очень быстро бежать.

Михаил Палеха

Игра на варгане

Ты говорил о гитаре. Музыка – тоже твое хобби, как и психология?

— Я увлекаюсь музыкальными инструментами, причем, всеми, что под руку попадаются.

Сам на чем-то играешь?

— Да. На всем, что под руку попадется  🙂 У меня коллекция инструментов всевозможных – скрипка, шаманские гонги, бубны, варганы, этнические всевозможные инструменты… Иногда я их по интернету покупаю, а иногда это – подарки от моих друзей. Друзья мне подарили гитару электрическую, тромбон, баян кнопочный… Недавно купил саксофон.

А какой у тебя любимый инструмент?

— Этнические инструменты мне больше всего нравятся. Я люблю глубокое звучание… Вообще я больше всего люблю инструмент, которого у меня пока нет. Я все еще ищу такой, свой инструмент, там, где можно эмоционально выразиться. Думаю, это контрабас — это очень эмоциональный инструмент. Если грамотно человек играет, то он вызывает такие глубинные эмоции… Похож на скрипку, только большой 🙂 Думаю, что я разберусь 🙂

Ты начинал со скрипки?

— Я начинал на фортепиано играть, учился 10 лет. Закончил обычную музыкальную школу плюс еще джазовое отделение.

Михаил ПалехаА сам пишешь музыку?

— Я ее не пишу. Я ее просто играю для себя или в кругу друзей.

Ты ее потом запоминаешь, или это просто импровизация: раз, и нет ее, и все, она исчезла?

— Импровизирую. В зависимости от того, какие люди соберутся, в каком месте и в каком времени — она появляется и исчезает. Ну, хотя есть, конечно, песенки, которые я наигрываю – научился вот старым еврейским одесским, на баяне, как же иначе? 🙂

Какое у тебя любимое место в Теплице?

— Мой дом — это мое любимое место. Еще есть одно: в Замецком парке есть беседка, она такая круглая и потолок у нее куполообразный, и за счет этого там отличная акустика. Я туда периодически прихожу с друзьями петь 🙂 Вибрационное пение  — там для этого классная акустика. Рекомендую туда прийти попеть 🙂 Потолок звук отражает, и получается как храм – одно из моих любимых мест. Еще Дубравку очень люблю. Да и вообще – гуляю в Теплице: красиво, хорошо, спокойно. Мое любимое место в Теплице – это Теплице 🙂

Михаил Палеха

Terahertz s.r.o.

Školní 2, Teplice 415 01

http://www.terahertz.cz

+420 776 058 254

director@terahertz.cz

Оставьте комментарий